О необходимости заботы о состоянии здоровья работников со стороны работодателя говорит Трудовой Кодекс РФ в ст. 212. Однако слово закона в этом случае остается рекомендательным, обязаны иметь свой производственный здравпункт только предприятия, работающие в определенных сферах деятельности.
Открыть свой здравпункт обязаны только производства, занимающиеся:
Для всех предприятий, работающих в других отраслях, также рекомендуется открыть врачебный медпункт, но делать это не обязательно.
Организовывая производственный здравпункт, нужно учитывать нормы по численности персонала, работающего в компании. Они указаны п. 5.27 СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания»:
В отношении оснащения значение имеет категория медицинского кабинета, а также конкретный контингент предприятия. Например, расширенные нормативы действуют для компаний, значительную часть сотрудников которых составляют женщины или инвалиды.
Нужно учитывать, что производственный здравпункт требует прохождения государственного лицензирования на тех же основаниях, что и другое медучреждения. Не распространяется эта норма только на медпосты мелких компаний из-за того, что никаких медицинских услуг на них не оказывается.
На предприятиях, на которые не распространяется требование по наличию медчасти или число сотрудников на них мало, могут заключать договоры с другими компаниями, в штате которых есть лицензированные медкабинеты.
Например, так можно организовать прохождение предрейсовых и послерейсовых осмотров для водителей. Если их небольшое количество, то такой способ может оказаться единственно возможным. Экономическая целесообразность собственного кабинета для осмотров появляется при работе в компании не меньше 15 водителей.
Производственный здравпункт может нести разные функции. Среди них:
Здравпункт может проводить и другую работу по профилю, а также оказывать услуги для работников других предприятий, с руководством которых компания заключила соответствующие договоры.