Обычный медицинский пункт представляет собой небольшое медицинское подразделение, выполняющее различные задачи, поставленные руководителем или медицинским учреждением. В медпункте ведут приём пациентов медицинские работники — врачи, фельдшеры или медсёстры, и как правило он оснащён всем необходимым медицинским оборудованием. Он может находиться на территории производственного предприятия — пищевого или промышленного (чаще всего) складского комплекса, торгового центра, офисного здания, либо отдельным строением — например, на стройке или в сельской местности. Должен иметь медицинскую лицензию на соответствующие виды деятельности и по конкретному адресу.
Сами медпункты отличаются друг от друга прежде всего функционалом, то есть тем, какие услуги они оказывают, поставленными перед ним задачами, представленным медперсоналом и оснащением.
Большинство ФАПов работают как отдельная самостоятельная единица. Расположены они часто на значительном удалении от районных центров и оказывают самый широкий спектр медицинских услуг: от приёма родов до оказания первой неотложной помощи при серьёзных травмах и несчастных случаях. Бывает так, что на 100 км вокруг есть только такой фельдшерско-акушерский медицинский пункт, это единственная доступная медицина в округе. Работают там чаще всего молодые врачи либо фельдшеры, в основном в одиночку, но бывает и с медицинской сестрой, если ФАП достаточно большой. Режим работы чаще всего круглосуточный, форма собственности медпункта — государственная.
Это самый простой вариант медицинского пункта, в котором дежурит медсестра и оказывает ограниченный перечень услуг. В основном это предрейсовый, послерейсовый медицинские осмотры и первая неотложная доврачебная помощь. График такого подразделения может быть от одного часа в день в утреннее время до круглосуточного, в зависимости от режима работы предприятия и его потребностей. Чаще всего такие медицинские пункты располагаются на территории таксомоторных парков, аэропортах, ж/д вокзалах и депо, складских комплексах, т.е. на предприятиях, где работают водители автомобилей и водители погрузчиков. Для организации такого медпункта достаточно 1-2 небольших помещений с окнами.
Один из самый распространённых вариантов медицинского пункта для производственных предприятий, который сочетает в себе доступную стоимость организации и содержания, а также широкий функционал для нужд предприятия. В нём работают более подготовленные медработники — фельдшеры, которые могут и медицинскую помощь оказать, и медосмотр провести, и рекомендации дать. График работы чаще всего круглосуточный, количество помещений с окнами — 2-3 комнаты. Стоимость организации и содержания выше чем в сестринском медпункте, но вполне доступная для средних и крупных предприятий. Также как и ФАП, может быть самостоятельной единицей в сельской местности в удалённости от районных центров.
Характеризуется прежде всего наличием принимающего врача, чаще всего терапевта, либо врача общей практики. Такой специалист может назначать процедуры, лечение для сотрудников предприятий, и выписывать больничные листы. График работы — 5 дней в неделю по 6 часов в день. Стоимость содержания достаточно высока, что обуславливается высокой заработной платой самого врача.
Медсанчасть — это уже медицинское объединение, по большому счёту это небольшая поликлиника или медицинский центр на территории предприятия, либо стоящее отдельно от него. Как правило, в таких медицинских подразделениях имеется диагностическое оборудование (УЗИ, ЭКГ, кольпоскоп), гинекологический кабинет, процедурный кабинет для забора анализов, приёмные кабинеты нескольких специалистов, физиотерапевтический кабинет, в некоторых даже стоматологический кабинет.
Содержание подобных медицинских образований может себе позволить только крупное предприятие (например, ЗИЛ, Метровагонмаш), в основном государственное, но встречаются и частные. Организации типа Газпрома, РЖД, московского метро и им подобные предпочитают иметь собственные поликлиники, учитывая количество работающих у них сотрудников.
Основная цель любого пункта медицинской помощи — выполнение поставленных задач предприятия, в котором он находятся. Вот самые распространённые из них:
Если обобщить основные цели создания медицинского пункта на предприятии, самое главное — это сокращение расходов на содержание персонала, повышение защищённости предприятия при опасном и вредном производстве, забота о здоровье своих сотрудников.
Если перед руководителем предприятия стоит задача организовать медпункт, для начала следует определить: что именно будет делать медпункт и кто будет отвечать за организацию и содержание. От планируемого функционала будет зависеть количество и размер выделяемых помещений, объём закупаемого оборудования, количество и квалификация нанимаемых медработников и, конечно, стоимость содержания такого медицинского пункта. Большим блоком работы является получение разрешительной документации — разрешение на помещение (санитарно-эпидемиологическое заключение), и разрешение на медицинскую деятельность (лицензия).
Весьма маловероятно, что ответственный сотрудник без подобного опыта впервые пройдёт этот путь без ошибок и необязательных денежных расходов, поэтому мы рекомендуем поручить вопрос организации, лицензирования и дальнейшего содержания специалистам в этой области. Обратившись к нам, вы получите чёткий и прозрачный план подготовки, перечень закупаемого оборудования и понятный расчёт по дальнейшему содержанию медицинского пункта.
Наши специалисты оценят и дадут конкретные рекомендации по подготовке помещений будущего медпункта под лицензирование, закупят необходимое медицинское оборудование, подберут квалифицированный персонал с необходимыми медицинскими документами и получат все разрешительные документы на работу медпункта на вашем предприятии.
Стоит отметить, что процедура лицензирования в нашей компании полностью бесплатна при условии дальнейшего сотрудничества. После чего, вы будете получать ежемесячные отчёты о работе вашего медпункта и полностью контролировать выполнение поставленных задач. Персональный менеджер всегда находится на связи и оперативно решает возникающие вопросы снабжения, обеспечения, работы персонала, подготовки отчётов, документов и пр. Коме этого, наши сотрудники несколько раз в месяц совершают контрольные посещения медицинского пункта и проверяют работу медиков на месте.
Закон требует обеспечить охрану здоровья своих сотрудников, и медпункт должен быть непременной часть этой системы в средних и крупных предприятиях согласно Федерального закона №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также существует СНиП 2.09.04–87 «Административные и бытовые здания», согласно которому при наличии более 50 сотрудников предприятие обязано организовать медицинский пункт, а при более 300 человек — фельдшерский или врачебный здравпункт.
Не стоит забывать про предрейсовые медосмотры, которые работодатель обязан обеспечить для своих водителей. Просто нанять приходящую медицинскую сестру нельзя, т.к. любая медицинская деятельность должна вестись с лицензией на конкретное помещение.
Не соблюдая эти требования, вы находитесь вне закона.
Основные преимущества от владения медицинском пунктом на своём предприятии:
Стоимость медпункта нужно разделить на два этапа: однократная подготовка и ежемесячное содержание.
Разумеется, организовывать сестринский медицинский пункт и медсанчасть стоит по-разному. В качестве примера возьмём небольшой медпункт, состоящий их двух соседних помещений на территории производственного предприятия. Подготовка помещений потребует: провести воду и организовать водяную точку в каждом из двух кабинетов, выполнить отделку стен и полов: в одном помещении — моющейся краской и линолеумом, во втором — кафельной плиткой. Расчёт подобной отделки сможет выполнить любой строитель. Также нужно закупить необходимое медицинское оборудование: стоимость всех наименований для организации сестринского либо фельдшерского медпункта не должна превысить 200 000 руб.
Любая медицинская деятельность, согласно законодательству, должна иметь лицензию по адресу оказания услуг. Получение лицензии, как и любых других разрешительных документов, довольно специфическое и длительное мероприятие. Этот процесс делится на два этапа: получение заключения на помещение медпункта (выдаёт местное отделение Роспотребнадзора на основании проведённой Центром гигиены и эпидемиологии экспертизы) и получение лицензии на медицинскую деятельность (выдаёт местный департамент здравоохранения). Первый этап длится около 1,5 мес., второй — около 2 мес. до момента получения лицензии. Все образцы документов и порядок действий можно найти на сайтах указанных ведомств.
Если открытие медпункта требуется срочно, рекомендуем обратиться за помощью к нам. Тем самым вы существенно сократите сроки и избежите ненужных расходов.
На стоимость ежемесячного содержания медпункта влияют следующие показатели:
Содержание медицинского пункта в месяц обходится от 35 000 руб. за предрейсовые медосмотры по утрам в будние дни в Московской области, до 450 000 руб. за круглосуточный фельдшерский медпункт с регулярными дежурствами врача-терапевта в Москве.
Если вам требуется услуга по организации и дальнейшему содержанию медицинского пункта, рекомендуем отдать этот процесс в руки профессионалов. Это позволит вам быстро без лишних затрат получить готовый медпункт под ключ и удобный инструмент для управления им в дальнейшем.